Учимся слушать музыку

28.02.2021

(консультация для родителей)


Слушание музыки- важный раздел музыкального воспитания детей. Через слушание мы переносимся в волшебный мир музыки, учимся распознавать прекрасное через звуки, учим сопереживать, воздействуем на эмоциональную сферу развития ребёнка. Как же научить ребёнка слушать музыку?


 Как приучить к "правильной" музыке, благотворно влияющей на внутренний мир ребёнка? Как не оттолкнуть, не напугать, сделать слушание музыки любимым занятием? В этом разделе вы найдёте мои советы, которые помогут вам справиться с этой трудной задачей.

 

Во- первых нужно обращать внимание детей на то, что мир в котором мы живём наполнен музыкальными звуками. И шум ветра, и раскаты грома, и стук капель дождя- всё это музыка природы. Поэтому в младшей группе с детьми мы слушаем звуки природы (сейчас выбор музыкального материала в этой области достаточно широк). Обращаю внимание детей на то, что музыка не берётся из ниоткуда, музыку наполняют звуки, как слова- буквы. Если звучит музыка природы, то исполняют её деревья, ветер, капли дождя, весенние грозы, море. 


Именно с этого раздела я начинаю учить детей слышать и понимать музыку. Дальше, слушая программные произведения я переношу знания детей на музыку, созданную человеком. Мы выясняем, а кто же исполняет музыку "людей"? Подвожу ребят к сложной и обширной теме- музыкальные инструменты. 

Как педагог я считаю, что знакомство с музыкальными инструментами можно начинать именно через слушание. Так само слушание станет для ребят более интересным и увлекательным. Как здорово уметь в полифонии звуков "найти" музыкальный инструмент, с которым уже познакомились? Для интеграции столь объёмных тем я взяла "Детский Альбом" П. И. Чайковского. В этих ярких, характерных пьесках можно изучить много инструментов. 


Например, слушая "Камаринскую" мы знакомимся с бубнами, ложками, гармошкой. Именно эти инструменты помогают создать радостное, приподнятое настроение. А в "Марше деревянных солдатиков" мы знакомимся с барабаном. Именно он помогает передать ритм и соответствующее настроение. А в "Болезни куклы" обращаю внимание на то как звучит рояль- жалобно, тоскливо, грустно. И так почти в каждой пьесе я выделяю инструмент, который наиболее ярко способен передать настроение и характер. Почти на каждом занятии ребята могут "вживую" послушать, потрогать, попробовать сыграть да и просто иногда впервые увидеть тот или иной музыкальный инструмент различной группы: духовой, народный, ударный, струнный. Такая интеграция двух тем помогает мне как музыкальному руководителю сделать слушание более доступным, понятным, интересным занятием. 

Добавляя к слушанию изучение 

музыкальных инструментов решаю две сложные педагогические задачи одновременно: расширяю кругозор детей и делаю слушание увлекательным путешествием в мир музыки, в которое дети с удовольствием отправляются на моих занятиях. Так же в на сайте образовательного учреждения я даю рекомендации родителям на тему "Как слушать музыку", эта же тема отражена мной в программе дистанционного обучения. Основные тезисы:" С самых первых дней жизни ребёнка, ПОЙТЕ! Мелодичные, напевные, спокойные, колыбельные мелодии благотворно влияют на психо- эмоциональное состояние малыша. Помогает вам установить тесную эмоциональную связь, которая будет с годами только крепнуть.


Для этого подойдут любые русские народные колыбельные песни, такие как:«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю… », «Уж как сон ходил по лавке», «Ночь пришла, темноту привела… », «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки… », «Ходит сон у окон… » и многие другие. 

Включайте малышу в записи классические произведения для детей русских композиторов: например- произведения П. И. Чайковского из цикла "Детский альбом". Это очень яркие, небольшие пьески, удобные в прослушивании: 

Утренняя молитва; 

Зимнее утро; 

Мама; 

Игра в лошадки; 

Марш деревянных солдатиков; 

Болезнь куклы; 

Похороны куклы; 

Вальс; 

Новая кукла; 

Мазурка; Хочу такой сайт

Русская песня; 

Мужик на гармонике играет; 

Камаринская; 

Полька; 

Итальянская песенка; 

Старинная французская песенка; 

Немецкая песенка; 

Неаполитанская песенка; 

Нянина сказка; 

Баба Яга; 

Сладкая греза; 

Песня жаворонка; 

       Шарманщик поет; 

       В церкви. 

Во время слушания записи- анализируйте музыку, обращайте внимание на характер произведения, динамику. Задавайте наводящие вопросы типа:"Какая была музыка? ", сами характеризуйте услышанное, употребляйте в речи как можно больше прилагательных: ласковая, нежная, игривая. задорная, яркая, грустная и пр. 

В третьих_- учите ребёнка слышать музыку природы: пение птиц, завывание ветра, шум волн, капли дождя, раскаты грома и т. д. Объясните что музыка окружает людей везде, сопровождает нас всю жизнь, помогает пережить события как радостные, так и печальные. Будьте сами примером хорошего музыкального вкуса, оберегайте детей от агрессивной музыки. 

И самое главное- делайте всё это с любовью! Ваши чувства и настроения обязательно передадутся малышу и он научиться слышать и понимать музыку. " 


Я считаю, что придерживаясь этих рекомендаций можно сделать слушание более увлекательным, интересным, любимым занятием детей. Все занятия сопровождаются показом иллюстраций, беседами, музыкальными и дидактическими играми. 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.02.2021

Дата обновления: 28.02.2021

Дата публикации: 28.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79640006437

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».